Интернет-зависимость

Социологи отмечают возрастающий процент детей, страдающих от компьютерной зависимости. И такая ситуация складывается не только в нашей стране — на компьютерные игры подсаживается весь мир.
Чем же виртуальный мир для ребенка так привлекателен? Почему дети отдают предпочтение компьютерным играм, подчас забывая обо всем на свете? Да потому, что в виртуальном мире можно все. Можно самому придумать правила и сюжет, можно драться, стрелять — взрослые за это не накажут. Можно быть сильным и крутым — никто не узнает, что ты на самом деле слабее тростинки и трусливее зайца. Если тебя убили — можно воскреснуть, ведь в запасе у тебе еще семь жизней. Словом, можно быть царем, богом, суперменом…

Поэтому для детей нерешительных, неуверенных в себе, не умеющих утвердиться в реальном мире, если в школе они не блещут талантами, если с их мнением не считаются ни одноклассники, ни взрослые, компьютер — единственный источник самоутверждения. Виртуальный мир становится отдушиной, позволяющей забыть о неприятностях и проблемах, которых может быть немало в их жизни (двойки в школе, семейные конфликты, трудности общения и т. д.). Но вместо того, чтобы преодолевать эти трудности, получая при этом необходимый жизненный опыт, ребенок всякий раз уходит в несуществующий, вторичный мир. И единственной его целью, смыслом жизни становится очередной этап или завершение игры (чтобы начать следующую).
Нужно ли с этим бороться? Безусловно! Ведь компьютерная зависимость чревата не только психологической проблемой, но и очень вредна для физического здоровья: ухудшение зрения, может развиться сколиоз, гастрит, умственное и физическое напряжение, бессонница, постоянные головные боли. А бывают и более страшные последствия: известен случай, когда подросток непрерывно проиграв 12 (?) часов за компьютером, погиб от инсульта. А по мнению психологов некоторые компьютерные игры провоцируют детей на суицид. Поэтому во многих странах проблема компьютерной зависимости взята под государственный контроль.

Зависимость от компьютера возникает не сразу, а поэтапно:

  • начинается все с любопытства. Знакомясь с новой игрой, ребенок увлекается — ему нравится графика, звук, необычный сюжет, спецэффекты и пр. На этой стадии такое увлечение не представляет опасности. Он играет не постоянно, а эпизодически, параллельно занимаясь другими важными для него делами: у него есть игрушки, с удовольствием ходит на прогулки, рассматривает и читает интересные книжки и т. д.

  • Но любопытство сменяется увлеченностью: он настолько входит во кус, что начинает играть систематически. У ребенка уже появилась потребность в игре, и она может быть настолько сильна, что если отобрать у него компьютер, он начинает хитрить и обманывать, то есть предпринимать все действия, чтобы получить игровой кайф в другом месте: пойдет к другу или интернет-кафе. Это уже тревожный симптом.

  • Третья стадия — зависимость. Юный игрок все глубже вязнет в виртуальном пространстве и практически теряет связь с реальным миром. У него могут оставаться некоторые приятели, но они, как правило, такие же фанаты-геймеры.

Для ребенка, да и для вас тоже будет лучше, если принять все меры, чтобы увлечение компьютером оставалось на первой стадии.

Не устанавливайте компьютер в детской комнате, иначе вам будет очень сложно контролировать времяпрепровождения своего чада за железной машиной.

Имейте в виду, что запреты, ругань и нравоучения в данном случае практически не работают. Установите правило сколько и когда ребенок может играть. Не идите у него на поводу, когда он будет вымаливать еще полчасика. И никогда не обещайте своему чаду компьютерную игру как награду! Будет гораздо лучше не позволять детям до семи лет сидеть за компьютером, в порядке исключения можете разрешить 15-20 минут один-два раза в неделю. С 7 до 12 лет разрешается полчаса в день, с 12 до 14 — час, а с 14 до 17 — полтора часа максимум. Постарайтесь найти достойную замену компьютерным играм, и лучше всего, если это будет спорт. Медики считают, что при физической нагрузке выделяются те же гормоны удовольствия, к тому же в спортзале ребенок общается с реальными людьми, а живое общение всегда идет только на пользу.

В большинстве случаев компьютерные игры написаны взрослыми и для взрослых без учета особенностей детской психики. И если принять во внимание, что в них без конца кого-то убивают и режут, становится понятно, почему ваше чадо после такой игрушки бросается на всех подряд. Более того, считает это нормой, ведь его любимые персонажи ведут себя именно так. И чем чаще ребенок «расслабляется» таким образом, тем выше его агрессивность.

Зачастую юный игрок настолько погружается в мир своего персонажа, что начинает смотреть на все его глазами. И если учесть что он может придумать своего героя и свои правила поведения, которые не имеют ничего общего с реальной жизнью, то вполне вероятно, что ребенок просто-напросто перенесет эти правила в окружающий мир.

Бесполезно пытаться насильно оторвать ребенка от «железного друга». Критика, ругань и обещания отключить Интернет могут вызвать агрессию, протест и только усугубят проблему. Лучше разделите его увлечение, хотя бы отчасти. Увидев в родителях единомышленников, ребенок начнет прислушиваться к словам взрослых.

Но не все так ужасно и не все игры изменяют психику или вызывают зависимость. Например, игры-стратегии помогают развивать математические способности и логику, квесты пробудят интерес к географии и истории. Но это вовсе не означает, что ребенок может играть в них часами. В конце концов математические способности прекрасно развивают шахматы, а путешествовать можно и наяву.   

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *