Пока ребенок был маленький, вы не особо заморачивались этим вопросом. Просто приводили его на детскую площадку, сами устраивались на скамейке с журналом или, в крайнем случае, лепили с ним куличики. Малыш подрос и выясняется, что он совершенно не умеет играть с другими детьми. Он, либо дерется, либо обижается, что другие дети не принимают его в игру. Любая прогулка заканчивается тем, что он остается в одиночестве или устраивает истерики. Вроде не молчун, не меланхолик, многое знает и умеет, да и не особо агрессивный, а отношения со сверстниками не складываются.
Возможно, с возрастом это пройдет, при условии, что вы ему поможете адаптироваться в обществе детей. Нужно помнить, что маленький ребенок еще не в состоянии сам бесконфликтно взаимодействовать со своими сверстниками, ведь до этого он общался в основном со взрослыми, которые в игре всегда уступали, подыгрывали или обучали какой-нибудь игре (правда, при этом, пресекая любые попытки ребенка изменить ее, придумать новые правила). Теперь же, общаясь со сверстниками, ему предстоит учиться взаимодействовать на равных, соблюдая свои интересы и соблюдая интересы других. Этот опыт познания жизни не может быть безболезненным и бесконфликтным. А попытки взрослых отрегулировать процесс взаимодействия детей часто не только не способствуют их социализации, но наоборот препятствуют этому.
Вам наверняка не раз приходилось слышать на детской площадке, как взрослые раздавали руководящие указания типа:»Не реви, дай сдачи!», »Хочешь взять чужую игрушку, сначала попроси, скажи «дай пожалуйста», »Не трогай мальчика, играй сам!» и т. п. Обычно такие замечания делаются категоричным тоном и взрослые, в такой момент, не задумываются, какой пример для подражания они дают своему ребенку, считая эти шаги оперативным решением ситуации. Ну, а дети усваивают этот тон, как вполне приемлемый для взаимодействия с другими. И через какое-то время так же категорично заявляют друг-другу:»Давай поменяемся, я тебе свою машинку, а ты мне свою». Или:»Я же сказал:»Дай пожалуйста», значит ты мне должен дать!». Но, поскольку ни дружелюбием, ни готовности к сотрудничеству здесь и не пахнет, то и ситуация, несмотря на правильную форму, по сути, все равно складывается, как конфликтная.
При этом присутствие на детской площадке хотя бы одного из родителей не только не стимулируют в детях желание найти компромиссный вариант, но и, наоборот, придают им уверенности в своей защищенности. Дети не пытаются искать новые формы взаимодействия, а используют уже отработанные, проверенные в домашнем кругу. И истерики на детской площадке это, скорее демонстративная форма протеста, рассчитанная на взрослого зрителя.
Для детей, которые не посещают детские дошкольные учреждения, идеальной формой обучения игре, является совместная игра, где взрослый выступает в роли»играющего тренера», подающего пример и развивающего навык коммуникации. Более жесткий способ обучения, предполагает спонтанный, естественный процесс социализации, который проходили большинство из нынешних родителей в своих дворах, подъездах и на улицах. Когда им приходилось, методом проб и ошибок, вырабатывать свою тактику взаимодействия с разными партнерами. Сторонники этого способа социализации, приводя своих детей на площадку, должны запастись терпением и выдержкой и дать своим чадам возможность получить свой опыт, исходя из того, что нет опыта положительного, или отрицательного, есть просто опыт. А вот когда этот опыт, пусть в форме протеста, обиды или сопротивления будет получен, помогите ребенку усвоить его. Пояснив, максимально доступным способом, почему это произошло. Немедленного вмешательства требуют только ситуации опасные для жизни и здоровья детей. Все другие, в том числе и конфликтные, полезны с точки зрения жизненного опыта.
Попытка взрослых своим вмешательством отрегулировать процесс игры на детской площадке, по сути, не относится к воспитательному или педагогическому процессу, поскольку маленькие дети обучаются подражая, а не слушая и понимая. Поэтому такая практика больше похожа на »отрубание хвоста по частям», поскольку неэффективный способ взаимодействия, вызвавший протест других детей в результате родительского вмешательства, не усваивается ребенком, и, соответственно столь же неэффективно используется еще и еще раз. Количество обид и претензий к другим при этом растет, а правильные выводы в отношении своего поведения не делаются.
Другой причиной по которой дети не умеют играть со сверстниками, является то, что современное общество требует от детей ранних успехов в учебной деятельности. И родители загружают малыша занятиями или только развивающими играми, не предусматривающими коллективного творчества, не понимают, что тем самым они обрекают его на одиночество. Они стремятся быстрее научить ребенка читать, писать, считать, забывая при том, что основная деятельность маленького человечка — игра и познание. А между тем именно в игре ребенок познает мир, который его окружает. Именно через игру в малышовом возрасте можно развивать, обучать, корректировать, и воспитывать. Без игрового периода не бывает успешного обучения в школьном возрасте, а позже не происходит развитие полноценной зрелой личности.
К большому сожалению родители уже не принадлежат к »играющему» поколению и чаще всего их общение с детьми ограничивается вопросами:»Что ты ел?», »Как себя чувствуешь?», »Почему ты плачешь?» В лучшем случае, могут немного поиграть в настольную игру, затем, дают какое-нибудь задание и торопятся заняться своими делами. Совершенно забывая о том, что дети — великие подражатели и такую манеру поведения переносят в свою жизнь. Оттого, собравшись вместе, дети не могут придумать себе занятия, с трудом объединяются в группы, ждут инициативы от взрослых.
Поэтому родителям нужно усвоить, что именно игра и беседа позволяют скорректировать возникающие возрастные проблемы. Нехватка времени у взрослых на игры и задушевные беседы провоцирует раннее взросление ребенка, приводит к серьезным проблемам и в нашей взрослой жизни, и в жизни детей: трудности в общении, в адаптации к взрослой жизни, сложности в обучении в начальной школе.
Так что, дорогие родители, делайте выводы и помните, что единственный язык, который легко дается детям — это язык игры беседы!