Поведение за столом детей очень часто бывает причиной вашего неловкого положения. Чавканье и крошки вокруг тарелки – это еще полбеды, хуже бывает, когда ребенок начинает выкладывать непонравившуюся еду на стол, или выплевывать ее прямо в тарелку. Конечно, маленькому ребенку может сойти все с рук, ведь некоторые родители готовы закрыть глаза на многое, лишь бы ваш малыш хоть что-нибудь съел. Но, по мере взросления, такое поведение ребенка уже вызывает раздражение, а, то и “праведный” родительский гнев. Но стоит ли винить в этом ребенка?
Правила хорошего тона прививаются родителями и начинать этот процесс лучше с раннего детства. Тогда ваше чадо никогда не попадет в неловкую ситуацию, да и вам будет не стыдно ходить с ним в гости или общественные места. Главное – не перегибать палку! Для начала малышу вполне достаточно аккуратности, правильного обращения с приборами и умения общаться с теми, кто оказался рядом.
Во-первых, вам нужно спокойным твердым тоном пресечь все попытки ребенка превратить еду в веселую забаву, объяснить ему, почему нельзя этого делать. Любое правило в детской голое откладывается намного быстрее, если ребенок знает его обоснование, подоплеку.
Если ранее для того чтобы накормить малыша, вам приходилось прибегать к различным ухищрениям например: включали любимый мультик, или кормили его в игровой форме то нужно постепенно отучать от этих привычек. Иначе вам не избежать того, что ребенок будет меланхолично ковырять ложкой в тарелке или баловаться, пока кто-нибудь из взрослых не уделит ему внимание и не превратить еду в веселую игру. Постарайтесь выработать у малыша заинтересованность в самой еде, а не сопутствующих процессах.
Учите ребенка правильно пользоваться столовыми приборами. Но без фанатизма: еда должна приносить удовольствие, а не превращаться в сплошное назидание. Конечно, совсем маленьким трудно держать вилку, нужно показать, как правильно это делать, дать ребенку пару раз попробовать самому. Если не получается, пусть доест как ему удобней. Ведь, к этим “упражнениям” можно вернуться и завтра, и послезавтра, а там, глядишь, и все получится. Пользоваться салфетками можно потренироваться на куклах, а про назначение каждой тарелки попутно с готовкой пусть расскажет мама или бабушка.
Общая семейная трапеза – одна из главных вековых традиций. К сожалению, ритм сегодняшней жизни перечеркивает этот важный ритуал. Восстановив традицию совместных ужинов или воскресных обедов, вы создадите для домочадцев что-то вроде тихого островка в бурлящем потоке жизни. А еще это прекрасная форма отдыха не только для взрослых, но и для детей. Ведь им тоже необходимо расслабиться, снять стресс (ведь в школе, детскому саду столько всего происходит) среди “своих”, в спокойной обстановке. Да и приучать подрастающее поколение к хорошим манерам в дружелюбной атмосфере будет гораздо легче.
Даже маленькому ребенку вполне по силам усвоить и выполнять ряд правил поведения за столом:
Правило первое: мыть руки перед едой.
Правило второе: не чавкать и не набивать рот едой.
Правило третье: разговаривать можно только тогда, когда пережуешь пищу, иначе можно подавиться. Перебивать говорящего нельзя ни при каких обстоятельствах. Темы для разговоров выбирайте общие для всех членов семьи. Неуместно за столом говорить о болезнях и прочих негативных фактах. Это правило касается не только детей, но и родителей в первую очередь.
Четвертое правило: если ребенок научился правильно держать ложку, нужно следить, чтобы он аккуратно ел. Но, даже в этом случае, казусы неизбежны. И если малыш во время еды испачкал стол, вытрите его, не дожидаясь конца обеда, чтобы ребенок привыкал есть в чистоте.
Пятое правило: следите за тем, чтобы ребенок не вытирал руки об скатерть или одежду научите его пользоваться салфетками или при необходимости мыть руки после еды.
Помните, что главную роль в выработке правильного поведения ребенка за столом играет личный пример. Если взрослые сами едят неаккуратно, беспрерывно разговаривая, то и дело вскакивают с места, то аналогичного поведения следует ждать от малыша. Другого примера перед глазами у него просто нет. Эти основные правила касаются начальной стадии обучения, когда ребенок их усвоит далее можно расширить поле обучения этикету.
Чем раньше ребенок научиться правильно вести себя за столом, тем проще ему будет в более старшем возрасте – все действия он будет выполнять автоматически.