Если малыш упорно держит ложку или рисует левой рукой, нужно ли смириться с этой особенностью или все-таки переучивать?
Раньше леворукость не поощрялась. Ребенка насильно заставляли все делать правой рукой. И как следствие, вместо талантливого, успешного и удачливого человека, из малыша вырастал – невротик-неудачник. К сожалению и в наше время предостаточно “учителей” пытающихся переучить леворуких детей. Не беря во внимание, что это может вызвать психологические стрессы: переученные левши становятся неуправляемыми и легко возбудимыми, начинают плакать по любому поводу, у них часто возникает заикание, фобии, энурез, нервные тики, головные боли, пропадает сон и аппетит, отказываются учиться в школе. И даже когда они вырастают, многие из этих симптомов остаются. Поэтому вам лучше предупредить возникновение проблем в будущем малыша, чем устранять их в зрелом возрасте.
Чтобы определить, левша ли ваш ребенок, понаблюдайте за ним. Посмотрите — какой рукой он держит ложку, яблоко, гладит собаку, держит зубную щетку… Положите перед ним несколько предметов, на равном расстоянии от обеих рук и пусть он их возьмет. Если ребенок большую часть предметов взял левой рукой, значит – он левша. Леворуким детям со своими индивидуальными особенностями трудно приспособиться к сложному миру школы. Их нельзя торопить, в суете ребенок или наделает массу ошибок или остановится совсем. А при стрессе они могут впасть в такую панику, что об успешном окончании работы не имеет смысла мечтать.
Если вы все-таки решили научить ребенка работать правой рукой, учитывайте следующее:
— Помогите ребенку организовать рабочее место, измените при письме наклон тетради, позаботьтесь о том, чтобы свет падал с правой стороны, помогите правильно взять ручку.
— Не требуйте правонаклонного письма, правильнее будет писать прямо.
— Не требуйте от ребенка безотрывного письма. Делайте перерывы.
— Ни в коем случае, не проявляйте негативного отношения к леворукости!
Очень важно договориться с ребенком, что когда он будет писать или рисовать он всегда будет использовать только правую руку. Не надо перекладывать карандаш из одной руки в другую, лучше будет – чаще отдыхать.
Объясните ему, как нужно правильно сесть за стол: спину, голову и плечи держать прямо, стопы поставить на пол или подставку.
Тетрадь, малыш должен класть прямо перед собой и чуть сдвигать, чтобы ее нижний правый край находился немного левее. По мере заполнения листа тетрадь отодвигается вверх. Сначала правая рука поддерживает ее снизу, а когда лист заполнится внизу – сверху. Лучше всего, наклонив тетрадь вправо, писать прямо, не загораживая строку, причем немного вперед должно быть выдвинуто левое плечо.
Умение держать ручку для письма, дело непростое и прежде чем научить малыша правильно держать ручку, запаситесь терпением. Не торопитесь, не нервничайте, не ругайте его. Делайте все медленно и спокойно.
Очень часто маленький левша путает определения правой и левой руки. Попробуйте с помощью браслета или часов “маркировать” ведущую руку.
Малыша, который предпочитает действовать левой рукой, полезно будет занять составлением рассказа по серии сюжетных картинок, которые он сам разложит. Только следите, чтобы он соблюдал направление – слева направо. Ребенок может рассказывать сказки, а потом пересказывать их по картинкам, разложенным по тому же принципу.
При выполнении письменных заданий, необходимо учитывать характерные ему затруднения.
У левши могут наблюдаться трудности со списыванием, так как необходимо распределять внимание между нахождением нужного элемента текста для списывания, что требует быстрой и точной пространственной ориентировки.
Могут возникнуть затруднения и при чтении. Леворукий ребенок часто теряет строку и делает попытки читать справа налево или из середины текста. Чтобы этого не произошло нужно напоминать ребенку, откуда началось чтение. Если это не помогает, можно просто закрыть текст и открыть только читаемый слог.
Занимаясь с ребенком-левшой, не забывайте о работе по развитию содружественного действия обеих рук. В этом отношении будут полезны игры и упражнения с мячом, занятия плаванием, лепкой вышиванием и прочие виды деятельности, развивающие координацию движений пальцев, кистей рук.
Хорошим подспорьем для леворуких детей и их родителей станут книги по этой проблеме, прописи для левшей-первоклашек, направленные на освоение того или иного навыка, где ведущей была бы левая рука.
Чтобы помочь ребенку, нужно правильно избрать тактику поведения:
— Никогда, ни в какой ситуации не давайте ребенку почувствовать ваше негативное отношение к леворукости.
— Не драматизируйте ситуацию школьных неудач. Дайте ребенку понять, что ничего непоправимого нет, что все трудности преодолимы.
— Спокойная и доброжелательная атмосфера в семье увеличит шансы на успех.
При воспитании леворукого ребенка необходимо развивать в нем чувство оптимизма, уверенности в себе, позитивное отношение к жизни.
Любите своего ребенка и принимайте его таким, какой он есть. Не формируйте в нем комплексы и давайте это делать другим. Сделайте жизнь вашего малыша максимально комфортной!